Звучит музыка с военными песнями. Дети проходят в зал и рассаживаются по местам. В зал проходят ветераны войны, родители.
Ведущая: 9 мая весь наш народ отмечает великий праздник – День Победы.
Рано утром 22 июня 1941 года, когда все люди еще спали, фашистские войска напали на нашу страну. Началась Великая Отечественная Война. Самолеты сбрасывали на города бомбы, артиллерия расстреливала мирных жителей, вражеские солдаты ли по нашей земле. Но люди не испугались, поднялись и пошли на встречу, темным силам. Жертвуя жизнью, они становились защитниками Отечества.
Долгие 4 года длилась война. И все же враг был побежден и мир на земле был восстановлен. Но нелегко досталась солдатам эта победа! Много людей было ранено, много и погибло.
И каждый год в этот день мы вспоминаем погибших в боях за Родину. Никто не забыт! Ничто не забыто!
Дети читают стихи (старшая группа «А»):
В цвете все улицы одеты,
И песни звонкие слышны!
Сегодня праздник – День Победы,
Счастливый, светлый день весны!
То утро стало знаменитым –
По всей планете весть пошла:
— Фашисты подлые разбиты!
Российской армии хвала!
Вздохнули полной грудью люди:
— Конец войне! Конец войне!
И многоцветные салюты
Сверкали долго в вышине.
Гром торжества могучим валом
Катился по краям родным:
Отважным воинам своим.
Ведущая: Прошло уже 68 лет со дня наступления победного дня. Много ветеранов не дожили до наших дней и не могут отпраздновать с нами эту великую дату. Но мы будем помнить доблестных солдат, и всех людей, которые трудились в тылу для фронта, и всех тех, кто не сдался, а победил.
Дети читают стихи (старшая «Б»):
Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты подарили всей планете
Великий Май, победный Май.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда была объявлена война.
И встали рядом взрослые и дети,
Чтоб защищаться вместе от врага.
Ведущая: Есть на болгарской земле старинный город Пловдив. За свою более чем тысячелетнюю историю он был свидетелем многих событий. О них могут рассказать его улицы, дома, памятники. Один их них – величественный Холм освободителей. Его венчает восемнадцатиметровая фигура советского солдата, высеченная из гранита, — памятник советским воинам, освободившим город и всю страну от фашизма. Открыт он был в 1957 году. Автор его — болгарский скульптор Васил Радослов.
Осенью 1962 года в Болгарию приехал советский композитор Эдуард Савельевич Колмановский. Ему рассказали о том, как в сентябре 1944 года жители города с букетами роз встречали своих освободителей и как один из солдат сказал, что, пока его руки смогут держать оружие, розы никогда больше не будут обрызганы кровью. Народная память сохранила и имя солдата — ласковое, певучее русское имя Алеша. С розами он и увековечен в камне.
Возвратившись, домой, композитор поделился своими впечатлениями о том, что видел и слышал в Болгарии, с поэтом Константином Яковлевичем Ваншенкиным, давним своим соавтором, показал ему фотографию памятника советским воинам — «Алеши» и написали песню «Алеша». Впервые песня «Алеша» была опубликована в 1966 году в журнале «Старшина—сержант» (сегодня он называется «Знаменосец») в выпуске, посвященном советско-болгарской дружбе.
Песня “Алеша” — это раздумье о подвиге советского воина, баллада, в которой гражданственность сочетается с лирической интонацией.
Сейчас дети подготовительной группы исполнят песню «Алеша»
Дети подготовительной группы выходят и исполняют песню «Алеша»
Ведущая: Защитники нашей Родины отличались не только героизмом, храбростью, веселым характером, они также были ловкие и смекалистые. Ребята, а вы знаете кто такие разведчики?
Дети: Ответы детей.
Ведущая: Во время Великой Отечественной войны против фашистских оккупантов действовала целая армия мальчишек и девчонок. Только в оккупированной Белоруссии не менее 74500 мальчишек и девчонок, юношей и девушек воевали в партизанских отрядах. В годы Великой Отечественной войны более 35 тыс. юных защитников Родины — было награждено боевыми орденами и медалями. Это было поразительное «движение»! Мальчишки и девчонки не дожидались, пока их «призовут» взрослые, – начали действовать с первых дней оккупации. Рисковали смертельно!
Так же и многие другие начинали действовать на свой страх и риск. Кто-то находил разбросанные с самолетов листовки и распространял их в своем райцентре или деревне. Полоцкий мальчишка Леня Косач собрал на местах сражений 45 винтовок, 2 ручных пулемета, несколько корзин патронов и гранат и надежно спрятал все это; представился случай – передал партизанам. Таким же образом создавали для партизан арсеналы и сотни других ребят. Двенадцатилетняя отличница Люба Морозова, немного зная немецкий, занималась «спецпропагандой» среди врагов, рассказывая им, как ей хорошо жилось до войны без «нового порядка» оккупантов. Солдаты нередко говорили ей, что она «красная до костей», и советовали попридержать язык, пока это для нее не закончилось плохо. Позже Люба стала партизанкой. Одиннадцатилетний Толя Корнеев выкрал у немецкого офицера пистолет с патронами и стал искать людей, которые помогли бы ему выйти на партизан. Летом 1942 года мальчик преуспел в этом, встретив свою одноклассницу Олю Демеш, которая к тому времени уже была членом одного из отрядов. А когда в отряд старшие ребята привели 9-летнего Жору Юзова, и командир в шутку спросил: «А этого малого кто будет нянчить?», мальчишка, помимо пистолета, выложил перед ним четыре гранаты: «Вот кто меня будет нянчить!».
А сейчас мы с вами с играем в игру «разведчики».
Под веселую музыку дети строятся в две колонны по пять человек. Впереди зала раскладывается инвентарь для игры (подушечки с песком «болотные кочки», доска «мостик через речку», дуга с колокольчиком «колючая проволока», деревянный круг «мина»).
По сигналу первый ребенок переступает с кочки на кочку, пробегает по мостику, пролезает под колючей проволокой, оббегает мину и возвращается в команду и становится в конец колонны.
Ведущая: Большая война – это всегда большая кровь и колоссальные жертвы. Но наши потери в Великой Отечественной Войне могли быть куда более сокрушительными, если бы не подвиг людей, боровшихся за жизни раненых и больных воинов. В 1941–1945 годах врачи, фельдшеры, медсестры и санитары поставили на ноги около 17 миллионов солдат и офицеров Красной армии.
«Ни один раненый не должен остаться на поле боя!» – так требовали приказы военного времени.
Как выносили раненых с поля боя? На плащ-палатках, собственных плечах, ползком, под бомбежкой, пулеметным и артиллерийским огнем. И первую помощь, истекающим кровью раненым бойцам, оказывали девушки-медсестры. Для миллионов мужчин в окровавленных шинелях эти молодые женщины стали поистине ангелами милосердия.
Они оказывались на фронте по велению души и в пекле войны показывали чудеса самоотверженности. На Ленинградском фронте прославилась санитарный инструктор Валентина Чибор. Впервые дни войны она добровольно записалась в дивизию Народного ополчения. В 1941-м вынесла с поля боя более 85 раненых. За время войны 5 раз была ранена, причем дважды – тяжело. 18-летняя Валерия Гнаровская добилась своего зачисления в сформированную в Омской области дивизию и, будучи санинструктором стрелковой роты, спасла жизнь более 300 бойцам. За свою отзывчивость и теплоту она получила ласковое имя «Ласточка». 23 сентября 1943 года немецкие танки прорвали оборону наших войск в районе запорожского села Вербовое и приблизились к группе раненых, ожидавших эвакуации. Когда танки были в 50–60 метрах, Валерия схватила связку гранат и бросилась под гусеницы танка. Второй «тигр» был подбит из противотанкового ружья, остальные повернули обратно. Раненые были спасены. Гнаровской посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Девочки хотите показать свое умение оказать медицинскую помощь раненым?
Дети: ответы детей.
Игра «Перевяжи раненого солдата»
Под звуки музыки, участвуют 4 пары детей: мальчик сидит на стульчике, а девочка стоит рядом. По сигналу девочки бинтуют «рану» — руку мальчику. Побеждает участница, которая быстрее и аккуратнее забинтует «раненого».
Ведущая: Молодцы ребята, вы все справились с заданием.
Ведущая: Самую широкую известность и распространение в годы войны получила, вне всякого сомнения, фронтовой вариант «Синего платочка», инициатором создания и первой исполнительницей которого стала замечательная народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко.
Сейчас дети Средней группы «Б» и подготовительной группы исполнят для вас вальс, под песню «Синий платочек».
Дети исполняют вальс под песню «Синий платочек».
Ведущая: А сейчас дорогие дети и ветераны, начинаем парад Победы.
Выступление групп и исполнение песен. Во время построения групп для выступления ведущий рассказывает историю песен.
Средняя «А» «Катюша» Слова М. Исаковского музыка М.И. Блантер
Ведущая: Одним из самых ярких символов Великой Отечественной войны является «Катюша» — песня, которую в Красной Армии знал каждый боец. В отличие от большинства военных песен той поры, «Катюша» была создана в предвоенное время и впервые зазвучала в исполнении Валентины Батищевой 27 ноября 1938 года в Колонном зале Дома Союзов
А начиналось всё с нескольких строк стихов, написанных М.В. Исаковским, автором популярных в то время песен: «И кто его знает», «Прощание», «Зелеными просторами», «Любушка» и ряда других. Поэт, по его собственному признанию, не знал, что дальше делать с Катюшей до тех пор, пока судьба не свела его с композитором М.И. Блантером.
Композитора настолько поразили «очень звонкая интонация» и «причудливая игра ударений» в стихах Исаковского, что он попросил поэта оставить ему написанные строки, и, как позже вспоминал сам Блантер, с тех пор он «буквально не находил себе места». Всё его воображение было занято “Катюшей” без остатка.
Средняя «Б» «Три танкиста» Музыка: бр. Покрасс Слова: Б.Ласкин
Ведущая: Песня была написана братьями Покрасс на слова Бориса Ласкина и впервые прозвучала в фильме «Трактористы» в 1939 году.
Песня эта прожила долгую жизнь, живет она и сегодня. И все это время многим не дает покоя судьба отважного песенного «экипажа машины боевой». Не раз обращались к Ласкину юные следопыты из разных городов страны, журналисты, чтобы узнать, кого же имел он в виду, когда писал песню про трех танкистов. А однажды «Комсомольская правда» опубликовала рассказ уважаемого человека, бывшего танкиста, утверждавшего, что на сочинение песни «Три танкиста» автора вдохновили подвиги его танкового экипажа.
В 1946 году Борис Ласкин написал стихи другого содержания, о том как три друга-танкиста, отвоевав, вернулись к мирным делам:
На полях, где шли бои когда-то,
Где гремела грозная война,
Строят мир бывалые солдаты,
Расцветает мирная весна!
Помнит песня, как пришла разлука,
Как расстались майскою порой
Три танкиста — три весёлых друга —
Экипаж машины боевой.
Старшая «А» «Марш авиаторов» Слова П.Германа, музыка Ю.Хайт
Ведущая: Авторы песни—поэт Павел Герман (1894—1952) и композитор Юлий Хайт (1897—1966) — работали и жили тогда в Киеве. Первое публичное исполнение «Авиамарша» состоялось летом 1920 года на железнодорожном агитпункте Киевского вокзала. Исполняли ее сами авторы — Павел Герман и Юлий Хайт, обладавший в молодости хорошим драматическим тенором. А слушателями были красноармейцы, отправляющиеся на фронт. Несмотря на некоторое несовершенство текста песня понравилась. Бойцы требовали ее повторения. И так каждый день.
Старшая «Б» «Идет солдат по городу» Музыка: В.Шаинский, Слова: М.Танич
Ведущая: Первый исполнители песни: ВИА «Пламя»
Подготовительная группа читает стихи
В морях и океанах
От берега вдали
В дозоре неустанно
Под знаменем Российским,
Под знаменем отцов
Идут, идут отряды